+7 985 226 7676, +7 985 774 2471

Руководителям ивент-агентств

Так уж сложилось (и это моя осознанная позиция), что в контактах везде я публикую только свои мобильные. Я считаю, что если тебе звонит клиент/заказчик, который хочет купить дорогую услугу (праздник за 10 млн руб или артистов на 20 млн), то трубку должен поднимать менеджер высочайшей компетенции, профессионал экстра-класса. Иными словами, у нас нет права потерять заказ, другого шанса поработать с этим клиентом у компании нет и не появится. Так происходит у нас в #ИмперияМузыки.

Но, я бы хотел поговорить о структуре других ивент-компаний и взаимодействии их менеджеров, к примеру, с нами, как с менеджментом артистов. Иные факты меня расстраивают.

По каждому из мероприятий в некоторых агентствах работают отдельные группы сотрудников:

  • руководитель проекта
  • исполнительный ди?ректор проекта (нередко)
  • менеджеры (от 3 до 10)
  • ассистенты менеджеров (от 3 до 10)

Совершенно не мое дело как и зачем руководство таких неоправданно раздутых компаний тратят столько денег на штат и почему КПД таких компаний ниже других, известных вам.

Но, на стадии подготовки мероприятия (иногда тендеров) чаще всего звонят или пишут (собирают самую главную информацию для тендера/клиента — стоимость артистов и ведущих) ассистенты, то есть, «профи» самой низкой квалификации. Очевидно, что я старательно и терпеливо объясняю, разжевываю, наставляю, предоставляю информацию. А после звонка еще и дублирую на what’s app все то, что ассистенту нужно знать/донести до менеджера/руководителя проекта: фиксирую для себя и не даю сделать ошибку ассистенту — ведь у него, кроме разговора со мной, есть документальное описание наших договоренностей.

К чему я все это. Поверьте моему огромному опыту взаимодействия с клиентами/их помощниками и главами отделов маркетинга, менеджерами ивент-агентств разных уровней: любая компания, занимающаяся ивентами, маленькая или большая, может себе позволить и обязана это сделать одного супер-профи (talent manager), который бы взаимодействовал с ди?ректорами артистов. Все отделы, проектные менеджеры компании должны сгружать одному менеджеру запросы на артистов для разных собственных проектов. Тогда и компетенция менеджера по работе с артистами возрастает, а знания по стоимости большинства топовых артистов и ведущих легко помогут на первой встрече с клиентом сразу определять состав звездных участников мероприятия! Итог — колоссальная экономия времени.

Ивентеры! Зачем Вам мобильный телефон?

Я прошу прощения за то, что нередко импульсивно реагирую на отсутствие элементарных знаний новичков в индустрии ивентов и связей с общественностью (потому что каждая секунда дорога, а учить точно нет времени). Но, с тем, чтобы делегировать помощникам определенные обязанности именно в моем бизнесе букинга и организации мероприятий у меня проблемы. Точнее, я отдаю себе отчет в том, что клиент, который тратит огромные деньги на свои праздники, не может разговаривать ни с секретарем, ни даже с руководителем отдела продаж. Компетенция человека, которому первый раз позвонил лично клиент, должна быть наивысшей, безупречной. Именно поэтому везде на сайтах моих артистов указаны мои мобильные телефоны. Но, если с клиентами и их помощниками все очень хорошо, то людей, которые мало понимают в PR, рекламе и ценообразовании на выступления артистов, а также, почему-то, не могут догадаться, что Мерседес нельзя купить по цене Запорожца, изо дня в день все больше. Все больше менеджеров приходят в индустрию совсем молодыми, но с испорченными амбициями. И вместо того, чтобы аккуратно учиться, тут же начинают ярко светить своим невежеством.

Подробнее: если Вы звоните мне, то сначала необходимо представиться. И если в силу забывчивости Вы иногда не представляетесь, то я настоятельно прошу это сделать. Большинство абонентов делает это с удовольствием. Но, есть категория молодых ивент-менеджеров, которые элементарно стесняются (или ненавидят?) свое место работы и почему-то не признаются где они работают. Это катастрофа, если предельно тактично и откровенно.

Умиляет искреннее недовольство некоторых менеджеров ивент-агентств почему Ургант не стоит 1 млн рублей. Это вообще не ваше и НЕ МОЕ дело. Есть ставка, которая определена артистом. Точка. Ваше дело принять информацию, на всякий случай уточнить стоимость альтернативных ведущих, чтобы тут же предоставить клиенту выбор и у него сложилась картина цен на рынке, к примеру, ведущих. Для кого-то из ваших клиентов Верник — дорогой ведущий (к примеру заказчик впервые заказывает звездного конферансье), но, если вместе со стоимостью Верника, вы предоставите гонорары Урганта, Малахова, Галкина, Нагиева и Мартиросяна со Светлаковым, то, как минимум, доверие к вашей компетенции тут же поднимется.

Далее. В деловой переписке (по электронной почте) обязательно указывайте свои мобильные телефоны. Ведь Вам от меня нужна мгновенная реакция? Но, предложение составлено иногда так нелепо, что мне нужно задать еще минимум 5 вопросов, чтобы определить размер, к примеру, гонорара за рекламные услуги или выступление в качестве ведущего. Я перезвоню Вам сам.

И самое важное: в наше время абсолютной загруженности, я порой просто не успеваю отвечать на звонки один за другим. И я, как и многие другие директора артистов, буду счастлив, если Вы позвоните с мобильного — я смогу понять куда через несколько минут Вам набрать. Если написать смс-запрос для вас большой труд, то наберите с мобильного! Я сам за вас после разговора сделаю эту несложную работу: зафиксирую наши с вами договоренности на вотсап или любой другой мессенджер. Если у Вас есть мобильный. И он смартфон.

Спасибо за внимание и надеюсь на понимание и стремление к совершенству. Хотя бы в рамках профессии. И да, я понимаю, что это возглас в пустыне. Но, если хотя бы 10 человек меня услышат и поймут, мне и моим коллегам станет легче.

PS. Тысячи опытных менеджеров грамотные и умные люди. Нельзя не поблагодарить вас, друзья и партнеры, за отличную работу и отзывчивость! Т.Ш.

АРТИСТЫ и ЦЕНЫ. iBooking™. Новое эксклюзивное приложение для iPhone и iPad в AppStore от компании «ИМПЕРИЯ МУЗЫКИ»

Компания ЗАО «Империя Музыки» представляет эксклюзивное революционное приложение для заказчиков и ивент-агентств. В нашей базе уже более тысячи ста самых востребованных артистов и ведущих российской и зарубежной сцены. Наш каталог постоянно обновляется и дополняется. Это информационное приложение создано для тех, кто подбирает артистов и ведущих на свои праздники, корпоративные мероприятия, дни рождения и свадьбы. Только ознакомившись с правилами работы с приложением Вы сможете быстро получать точную информацию о размере гонорара любимого артиста и основные параметры для определения затрат на гастрольные выступления.

ПРАВИЛО 1: Для того, чтобы активировать доступ в базу данных, которая содержит цены на выступления артистов, Вы должны подробно заполнить регистрационную форму (все поля). Только после проверки Ваших данных мы открываем доступ к ценам. Имя пользователя должно состоять из латинских букв и цифр без пробелов. Приложение бесплатное и работа с ним не требует никаких скрытых расходов. После регистрации вы получаете неограниченный доступ к базе артистов.

ПРАВИЛО 2: Всегда в первую очередь, выбирайте артистов по стоимости, которую Вы готовы заплатить. Для этого пользуйтесь поиском по цене в любой из основных валют. Актуальность кросс-курса обновляется ежедневно. Поиск значительно сужается, если Вы выбираете артиста, исходя из предпочтений по жанрам и работает исключительно в том жанре, в котором Вы ищете артиста. Если у Вас нет предпочтений по жанрам, то наилучший результат Вы получите находясь в директории «Все» артисты и ведущие. Хотелось бы отметить дважды: находясь в директории «Ведущие», найти певицу «N» будет невозможно.

ПРАВИЛО 3: Обращайте внимание на подраздел МОСКВА/ДРУГОЙ ГОРОД — разница в гонорарах артистов ощутима, если мероприятие проходит не в Москве (для московских артистов). Кроме того, Вам будет доступна информация о составе, гастролирующем с тем или иным артистом и требуемом классе перелета. Например: 2 B-Vip, 7 E обозначает: 2 билета бизнес-классом, 2 Vip обслуживания во всех аэропортах, 7 билетов эконом-класса.

ПРАВИЛО 4: Стоимость — это номинальный гонорар артиста ЗА КОРПОРАТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ДНИ РОЖДЕНИЯ и СВАДЬБЫ (эта стоимость не имеет никакого отношения к публичным, кассовым концертам, где многое зависит от размера зала и многих других факторов). Гонорар не включает агентскую комиссию компании «Империя Музыки» в размере 10% за организацию участия артистов на Вашем празднике. Не учтены также расходы на бытовой и технический райдеры (спецификации) артистов. В Москве средняя стоимость аренды звукового оборудования от 60.000 рублей до 450.000 Рублей в зависимости от райдера и наличия/отсутствия сцены.

Приложение можно скачать на ваш iPhone, iPad и iPod Touch официально в AppStore (по адресу: www.itunes.apple.com).

Букинг артистов и ведущих: секреты грамотной организации работы агентств и менеджмента артистов

Ивент-агентствам, фрилансерам, прямым заказчикам (клиентам) и концертным директорам.

Ни для кого не секрет, что важнейшим фактором в предварительных переговорах между ЗАКАЗЧИКОМ и менеджером артиста/ивент-агентством ОПРЕДЕЛИТЬ БЮДЖЕТ на культурно-развлекательную часть. Никто из заказчиков не может или не хочет предположить какую часть бюджета на праздник он готов выделить. И как показывает практика, знаний ивент-менеджера на предварительных переговорах с клиентом всегда не хватает. И прежде всего, знаний о достоверной стоимости артиста или звездного ведущего. Я приведу несколько доводов в подтверждение своих слов ниже.

Артист — это «продукт» не имеющий себестоимости. Артист имеет лишь НОМИНАЛЬНУЮ стоимость, которая имеет склонность изменяться в зависимости от его востребованности и спроса на рынке. К примеру, актер Игорь Верник и телеведущая Аврора или певица Валерия и Иван Дорн со среднегодовой стоимостью ХХY в самые востребованные даты (например, перед Новым Годом) на 30–50% дороже. Кроме того, между артистом и заказчиком зачастую существует невероятное количество посредников, участвующих в разделе накрученных на гонорар процентов (и чем востребованнее артист, тем эти проценты выше). Определить, каким бы мог быть чистый гонорар артиста, если бы интересы клиента представляло добросовестное агентство, порой невозможно.

Именно поэтому на рынке возникла потребность в информационном ресурсе, дающем сведения о номинальных расценках на зарубежных и российских артистов. И чтобы удовлетворить эту потребность наша компания создала уникальный инструмент для ивент-агентств и прямых заказчиков: приложение «iBOOKING. Артисты и Цены», в котором представлено более 950 артистов — практически все известные музыкальные коллективы, солисты, актеры и конферансье российского и зарубежного шоу-бизнеса.

Данное приложение уникально тем, что позволяет увидеть НОМИНАЛЬНУЮ стоимость артистов в среднем в течение года. Это помогает обезопасить себя от недобросовестных агентств, а также целой цепочки посредников между директором артиста, букинг-агентом и ивент-агентством, на каждом этапе накручивающих поверх реальной стоимости артиста свой финансовый интерес. Приложение избавляет от необходимости звонить в агентства и менеджерам (директорам) артистов, чтобы понять сможет ли клиент позволить себе пригласить селебрити, готов ли выделять на артиста и ведущего мероприятия определенные суммы.

Пример: если на предварительных переговорах донести до заказчика, что Валерий Меладзе стоит 80 рублей, а клиент готов потратить всего 30 (эти цифры ничего общего с реальностью не имеют), то можно не морочить голову директору артиста и/или агентству. А если у заказчика всего 20.000 евро, а он хочет и звездного ведущего, Веру Брежневу, а также группу «Градусы» — то можно интеллигентно донести, что этих денег хватит только на звездного ведущего, причем не на Ивана Урганта. Большой опыт общения как с клиентами, так и с ивент-агентствами, которым все это мы рассказываем по телефону или в частном порядке на встречах, заставляет нас говорить об этом подробно и в этой статье.

Удивляют и сами клиенты которые, зачастую, «приходят в магазин Мерседес с деньгами на Запорожец». Не может Гарик Мартиросян, Андрей Малахов или Максим Галкин стоить 5000 (пять тысяч) евро за ведение корпоративного Нового Года. Если вы хотите пригласить ведущего такого уровня, вы обязаны понимать, что это очень дорогое удовольствие.

Неизбежностью современного рекламного рынка являются тендеры. Это правильная практика, позволяющая оптимизировать расходы и минимизировать коррупционные риски. Но артистов нужно выводить за рамки тендера. То есть, short-list артистов необходимо определить до начала тендера или отборать уже после того, как определена компания исполнитель. А делать это клиенту необходимо исключительно в собственных интересах, чтобы не получать заоблачные цены, после того, как 5/8 агентств прозвонили одним и тем же артистам, а они в свою очередь, пребывая в иллюзии ажиотажного спроса на данную дату (ибо, как мы помним, себестоимости артист не имеет), завысили свои гонорары и/или не идут на уступки в вопросах скидки.

А ведь в некоторых случаях (когда артисту это нужно на определенном уровне развития) возможно и снижение размера гонорара, если речь идет, к примеру, об открытой презентации красивого продукта, когда артист получает дополнительное промо в СМИ. Клиент может воспользоваться этим преимуществом. Но только не в случае, когда собственным же тендером создал искусственный спрос на артиста стараниями агентств-участников тендера.

Отсутствие грамотной связи между ТРИО «заказчик/ивент-агентство/артист (директор артиста) порождает часто совершенно необоснованные провалы в работе над проектом. Ну, например: встретились два клиента и общаются друг с другом. Клиент «А», у которого мероприятие 20 декабря (самая «дорогая» пятница 2013 года, 5-ти часовой предновогодний корпоратив) Ярмольник утвержден (но не оплачен) за 30 рублей. А весной этого года актер работал на 2-х часовой презентации у клиента «Б» за 20 рублей (цена не имеет ничего общего с действительностью). Клиент «А» напрягается и «чувствуя себя обманутым», отменяет работу ведущего. Или наоборот: агентство просит Игоря Верника на открытие мебельного салона. Утверждает со мной сумму в 15 рублей. Через час на меня, как на директора Верника, выходит другое агентство и объявляет, что у мебельного салона есть всего 10 рублей. Я пытаюсь вывести агентство на 12 рублей, осознавая, что они хотят заработать. Но когда третье агентство выходит напрямую на Верника и пытается развести его на работу за 5 рублей, объясняя, что там работы на полтора часа, то я за минуту нахожу клиента в сети Интернет, договариваюсь с ним напрямую на номинальный гонорар артисту в 15 рублей (сумма ничего общего с реальностью не имеет) и агентство остается без единой копейки заработка и мероприятия в целом. Вывод: общайтесь с проверенными booking-агентствами и/или директорами артистов.

ВАЖНО! Региональный промоутерский корпоративный рынок (или самый «вкусный», к примеру казахстанский рынок) на новый год (с 15 декабря) вообще остаются без артистов российской или украинской сцены. Объяснение очень простое. Самые востребованные артисты (топ 30) продают по два-три выступления в Москве перед новым годом. Поэтому на выезд объявляют соответствующие гонорары (в два-три раза дороже). Об этом тоже необходимо помнить ивент-агентствам и заказчикам. И не удивляться стоимости, даже если в июне у этого же клиента в Алматы Дима Билан работал за 30 рублей, а перед новым годом просит 60. Простая математика. Помнить надо и про райдер, а это, например, у группы «Потап и Настя» 2 бизнес-класса и 9 экономов в перелете из Киева, гостиница 5 звезд на 11 человек, питание, трансферы, ВИП-проходы в аэропортах, а также звуковое и световое оборудование. Все это, в зависимости от дальности перелетов, составляет иногда до 70% дополнительных затрат плюс к гонорару.

Табриз Шахиди: «Доверие в связке Клиент-Агентство-Артист — главный критерий успешного мероприятия»

— Прошла ли наконец волна попыток заказчиков напрямую выходить на артистов? Почему и клиентам, и артистам выгоднее работать через профессионального посредника?

Вопрос очень непростой. Давайте проанализируем несколько аспектов необходимости привлечения ивент-агентств или отказа от услуг оного. Многое зависит от сложности мероприятия и от подхода клиента к мероприятию. Если клиент задумал провести небольшой (человек на 40–100) День Рождения в красивом, не требующем специального дополнительного оформления, ресторане, у которого есть знакомый тамада и он возьмет «управление» вечеринкой в свои руки, тогда артистов и звук может поставить букинг-менеджер или агентство, которое сыграет роль посредника в приглашении ТОЛЬКО артиста. Это делается для того, чтобы клиент (или его персональный ассистент, как это часто бывает) не занимались не своей работой. Директор артиста никогда не будет заниматься подготовкой гримерки, обеспечением звукового оборудования, организацией парковки и т. д. Всем очевидно одно: желание клиента сэкономить. Но, как показывает многолетняя практика, когда мы начинаем задавать разные вопросы от сценария до бытовых, заказчик начинает думать: стоит ли ему ставить на чашу весов тридцать три копейки (от 5 до 10% агентских), которые он экономит и проблемы с выступлением артиста вплоть до отмены из-за того, что он не предусмотрел то, что профессионалы сделали бы на высшем уровне не напрягаясь. Потому что как и в любом бизнесе нам помогают знания и многолетний опыт. Очевидно и другое: агентства и букинг менеджеры зачастую неоправданно увеличивают бюджет за свои услуги.

Тендеры в этом случае не являются выходом из ситуации?

Они являются неизбежностью современной ивент-индустрии. Это часто правильная практика, позволяющая оптимизировать расходы и минимизировать коррупционные риски. Но артистов и звездных ведущих нужно выводить за рамки тендера. То есть, short-list артистов необходимо определить до начала тендера или отборать уже после того, как определена компания-исполнитель. А делать это клиенту необходимо исключительно в собственных интересах, чтобы не получать завышенные цены, после того, как 5/8 агентств прозвонили одним и тем же артистам, а они в свою очередь, пребывая в иллюзии ажиотажного спроса на данную дату (ибо, как мы помним, себестоимости артист не имеет), завысили свои гонорары и/или не идут на уступки в вопросах скидки. Ведь в некоторых случаях (когда артисту это нужно на определенном уровне развития или новых промо-усилий) возможно и снижение размера гонорара, если речь идет, к примеру, об открытой презентации красивого продукта, когда артист получает дополнительную рекламу в СМИ. Клиент может воспользоваться этим преимуществом. Но только не в случае, когда собственным же тендером создал искусственный спрос на артиста стараниями агентств-участников тендера. Важно и то, что мы имеем огромный опыт именно такой работы: клиент берет у нас артистов, а мероприятие делает то агентство, которые выиграло тендер (если без тендера невозможно). В таком тандеме мы часто и сотрудничаем.

Вы справедливо заметите: как можно провести тендер, не зная стоимости артистов? Отвечу: выделяйте определенный бюджет на культурно-развлекательную часть, а уже после тендера в этих рамках выбирайте артистов. Вы же понимаете, что если у Вас на развлекательную часть 2 миллиона рублей, то выбор артистов ограничен именно этим бюджетом. А кто будет за эти деньги петь у вас на празднике — 3 артиста по 400.000 плюс звездный ведущий, или 6 коллективов по 300.000 + неизвестный конферансье — можно решить и позже. Или наоборот: определите состав артистов их стоимость (хотя бы на основе данных из революционного приложения iBOOKING. Артисты и Цены), а уж потом выходите на тендер. Про концепцию мы тоже подумали: какой бы ни была концепция и как бы под нее не подходил ЛЕПС, если у вас 1 млн на артиста, он у вас петь не будет.

— Как влияют на успех или проблемность мероприятия индивидуальные качества артистов? Что может стать причиной их внезапного отказа выступать, например? Есть ли примеры, когда выступление срывалось из-за несоблюдения бытового райдера?

На этот вопрос я ответил выше… В нашей 15-ти летней концертно-корпоративной практике не было ни одной отмены из-за нерешенных проблем с райдером. Огромный опыт позволяет нам предусмотреть любые форсмажоры и даже в случае непредвиденных обстоятельств решать все оперативно и незаметно для клиента, а главное артиста. Индивидуальные черты характера артистов никак не влияют на выступление. Реакция бывает разной в случае, когда клиент настаивает, к примеру, на фотосессии с гостями после выступления — этого многие артисты избегают. Артист поедет в любой город, если клиент соблюдает все условия райдера и соответствующего дальности полета гонорара. Очевидно, что крайне редко можно уговорить артиста полететь во Владивосток по московской цене. Этого практически не бывает. Однако, существуют и другие принциальные идеологические условия: к примеру существует несколько серьезных ведущих и нишевых артистов, которые ни за какие деньги не будут вести свадьбу или юбилей, выступать на подобных мероприятиях. К примеру, Владимир Соловьев, Леонид Парфенов или Мартиросян. Последний еще и не летает на самолетах. Поэтому Екатеринбург, Владивосток и другие города, куда надо добираться на самолете, Мартиросяна не получат даже на корпоратив. На поезде возможно только в географических пределах поездки на Сапсане или максимум неполной ночи.

— Какие еще встречаются сложности взаимоотношений артиста с ивент-агентствами? Как бы Вы посоветовали себя вести с артистами или их представителями менеджеров проектов, чтобы бизнес строился максимально комфортно для всех сторон?

Взаимоотношения артиста и ивент-агентства это действительно самая важная составляющая ивент-бизнеса. Отсутствие грамотной связи между ТРИО «заказчик/ивент-агентство/артист (директор артиста) порождает часто совершенно необоснованные провалы в работе над проектом. Ну, например: встретились два клиента и общаются друг с другом. Клиент «А», у которого мероприятие 19 декабря (самая «дорогая» пятница 2014 года, 5-ти часовой предновогодний корпоратив) Ярмольник утвержден (но не оплачен) за 30 рублей. А весной этого года актер работал на 2-х часовой презентации у клиента «Б» за 20 рублей (цена не имеет ничего общего с действительностью). Клиент «А» напрягается и «чувствуя себя обманутым», отменяет работу ведущего или начинает искать другие выходы на артиста. Или наоборот: агентство просит Игоря Верника на открытие мебельного салона. Утверждает со мной сумму в 15 рублей. Через час на меня, как на директора Верника, выходит другое агентство и объявляет, что у мебельного салона есть всего 10 рублей. Я пытаюсь вывести агентство на 12 рублей, осознавая, что они хотят заработать. Но когда третье агентство выходит напрямую на Верника и пытается развести его на работу за 5 рублей, объясняя, что там работы на полтора часа, то я за минуту нахожу клиента в сети Интернет, договариваюсь с ним напрямую на номинальный гонорар артисту в 15 рублей (сумма ничего общего с реальностью не имеет) и агентство остается без единой копейки заработка и мероприятия в целом. Или третий пример: клиент попросил артиста со среднегодовой стоимостью в 10.000 евро на мероприятие в Казахстан. У артиста сложности с датой и он вынужден отказаться от съемок или другого выступления в нашу пользу и объявляет 15.000 евро. А через полгода он запрашивает этого же артиста и получает в ответ сумму в 10.000 евро. В недоумении. Объяснять все это необходимо на первых же встречах с клиентом. Вывод: заказчики и ивент-менеджеры обязаны разговаривать с проверенными booking-агентствами и/или директорами артистов. Учитесь работать и разговаривать с директорами артистов, торговаться с ними. Но знайте, скидка не может быть 60%. Клиенту же важно донести максимально точную информацию о стоимости и размерах гонораров именно на первой встрече, тогда и агентство и клиент не теряют недели на то, чтобы утвердить артиста на мероприятие.

— Чем отличается букинг отечественных и зарубежных звезд? Каковы организационные особенности работы с иностранцами?

Принципиальных отличий нет: предоплата, исполнение райдеров, контракты — все как и с российскими артистами. Некоторые проблемы с большими дорогими артистами могут возникать в вопросах графиков, виз, отношения некоторых артистов к политической ситуации в стране и загруженности. К примеру, нельзя пригласить зарубежную супер-звезду за 2 недели до мероприятия из-за того, что многие артисты собирают сессионных музыкантов под тур, остальное время музыканты заняты в других проектах; если артист пишет альбом, то его также чрезвычайно сложно оторвать от этой работы. Готовность клиента срочно вынуть сотни тысяч евро, чтобы забронировать тоже не всегда реальна. Но здесь мы подходим к совершенно иному вопросу: доверие клиента к booking-агенту. Мы, благодаря многолетней работе достигли уровня отношений со многими из них — из года в год услышав от нас гонорар артиста тут же перечисляют его без каких-либо проверок и тендеров. Это самое главное в нашем бизнесе.

— По-прежнему ли букинг западных звезд сводится к «кумирам прошлых лет», или современные и даже молодежные группы набирают обороты? Есть ли тут какие-то закономерности или особенности работы?

Критерий всегда один: стоимость артистов и сроки бронирования. Некоторые артисты прошлого дороже многих молодых, также как появилась плеяда современных артистов, которые сильно дороже большинства кумиров прошлого. По прежнему с завидной регулярностью в России и СНГ выступают звезды 80-х, и часто по причине дешевизны. И не важно, что из многих «песок сыпится»…

— Ну, и традиционная новогодняя тема. Всем известно, что в Новый год наши артисты отказываются выступать на мероприятиях в других городах за традиционный гонорар, поскольку могут за это время дать несколько концертов в Москве за один вечер. На предновогодний сезон 2014–2015 та же ситуация?

Да, все стабильно. И самые продаваемые артисты (ТОП 30) без энтузиазма принимают предложения о выступлениях за пределами столицы. Часть завышает свои гонорары даже если мероприятие далеко за городом, ведь в этом случае по заснеженным дорогам, простаивая в пробках, они не успеют выступить даже на второй площадке в Москве. Но есть и исключения. Певица Валерия не сильно завышает свои гонорары на выезд, чем привлекает клиентов из других городов. Региональный промоутерский корпоративный рынок (или самый «вкусный», к примеру казахстанский рынок) на новый год (с 12 декабря) вообще остаются без артистов российской или украинской сцены. Объяснение очень простое. Самые востребованные артисты (топ 30) продают по два-три выступления в Москве перед новым годом. Поэтому на выезд объявляют соответствующие гонорары (в два-три раза дороже). Об этом тоже необходимо помнить ивент-агентствам и заказчикам. И не удивляться стоимости, даже если в июне у этого же клиента в Алматы Дима Билан работал за 30 рублей, а перед новым годом просит 60–90 рублей (стоимость не имеет никакого отношения к реальности). Простая математика. Помнить надо и про райдер, а это, например, у группы «Потап и Настя» 2 бизнес-класса и 8 экономов в перелете из Киева, гостиница 5 звезд на 11 человек, питание, трансферы, ВИП-проходы в аэропортах, а также звуковое и световое оборудование. Все это, в зависимости от дальности перелетов, составляет иногда до 70% дополнительных затрат плюс к гонорару.

Что можно посоветовать заказчикам в этом контексте? Какие могут быть замены популярным исполнителям? Какова в новогодний период ценовая политика западных агентств и артистов?

Эти особенности предновогоднего гонорарного безумия не распространяются на артистов второго и третьего эшелонов, а также на ведущих-конферансье. Последние не могут работать два мероприятия за вечер, поэтому цены близки к среднегодовым. Всегда можно найти артиста или группу на свое мероприятие. Важно очень быстро принимать решение и бронировать 50-ти процентной предоплатой. Артисты 80-х совсем не завышают свои обыные гонорары, однако на католическое Рождество 24–25 декабря их не уговорить ни за какие деньги…

Какие, может быть, изменения в трендах: отказ от нескольких артистов в пользу одного, но который может больше вложиться в некую музыкальную концепцию, не просто выступить, а полноценно вовлекаться в праздник?

После кризиса 2008 года широкое распространение получили капустники и наполнение программ силами сотрудиков компаний. Они сами готовят номера, конкурсы, раскрывают свои таланты, при этом на самый конец мероприятия хедлайнером приглашают только одного звездного артиста и/или одного звездного ведущего на весь вечер. Никому из звезд не интересно вовлечение в «музыкальную концепцию» мероприятия. Им нужно быстро выступить и торопиться на другую площадку. Заказчики не будут переплачивать за время. Клиенту не нужно.

В заключении хотелось бы узнать о роли и имидже директора артистов, букинг-агента. Насколько важно и как помогает в работе созданное за годы имя, авторитет?

В нашем бизнесе самое важное это доверие клиента. Здесь без многолетней безупречной работы не построить идеальный механизм, который будет приносить стабильные дивиденды. Ведь одна ошибка или обман клиента обернется позором и потерей этого клиента и всего его окружения. И наоборот: если ты из года в год делаешь свою работу на высоком уровне и даешь самые низкие цены, то и клиент не задумывается над тем, чтобы поменять подрядчика и всем друзьям своим советует тебя — ведь клиент отдает тебе не услуги, не товар, а собственные деньги. И чем сильнее это доверие, тем быстрее мы бронируем артиста. А в отношениях с артистом это создает атмосферу финансовых привилегий и приоритет, если артисту позвонили несколько ивент-агентств. Слава Всевышнему и многолетнему опыту в индустрии и у клиентов я, к счастью, имя нарицательное: «звоните Табризу, он поможет…»

Табриз Шахиди

Президент ЗАО «Империя Музыки», концертный директор актеров Игоря Верника, Леонида Ярмольника, Геннадия Хазанова, телеведущих Владимира Соловьева, Леонида Якубовича, Дмитрия Диброва, Оскара Кучеры, Авроры, Ксении Собчак, Татьяны Арно, Анастасии Трегубовой, Марианны Минскер; руководителя стартап Академии «Сколково» Михаила Хомича, певиц Этери Бериашвили, Теоны Дольниковой, Дениса Мажукова, группы Маримба Плюс и других артистов и конферансье.